Экспо-2020 может быть проведена в Санкт-Петербурге

Петербургский комплекс «Ленэкспо» — один из крупнейших выставочных центров России и самый значительный в Северо-Западном округе. О его настоящем и будущем, а также мировых выставочных тенденциях рассказывает генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев.

Сергей Павлович, нынешний год был знаковым для экономики. Наверняка выставки отразили эти тенденции как в зеркале?

Я всегда говорю, что торгово-промышленные выставки — это зеркало экономики. По данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в 2009 году количество проданных выставочных площадей по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 30 процентов. Произошел очень большой отток участников из-за рубежа: иностранцев стало меньше на 19 процентов, россиян — на 9 процентов. С одной стороны, это плохо, с другой — означает, что российские компании более крепкие и востребованные.

Но в этом году ситуация стала выправляться?

Да, уже во втором-третьем кварталах в России заметно увеличилось количество выставочных площадей и участников, стали возвращаться зарубежные партнеры. Для «Ленэкспо» нынешний год тоже стал довольно успешным. Особая гордость — это, безусловно, Петербургский международный экономический форум, который собрал в этот раз больше двух тысяч лидеров бизнеса и политики.

Процентов на двадцать в этом году выросла «Агрорусь», очень хорошо прошел Балтийский морской фестиваль, только что закончилась интереснейшая «Молодежная волна». Неожиданный успех имела выставка товаров и услуг для домашних животных «Зоосфера», по потенциалу развития пэт-индустрию мы сейчас ставим на одно из первых мест.

Мы чувствуем, что актуальные во всем мире темы получают развитие и в нашей стране. Например, очень сильной выставкой стала «Экология большого города». Развитие в соответствии с требованиями окружающей среды, зеленые технологии — это сегодня тема номер один. В связи с этим мы запускаем новый проект — «Биоиндустрия».

Существует ли в России своя выставочная специфика, отличная от общемировой?

Мы просто немного отстаем. К тому же наш рынок более локальный. Поскольку страна экспортирует только сырье, российские выставки носят потребительский характер и являются не столько международными, сколько национальными с иностранным участием. Спецификой можно назвать то, что на наших выставках бизнесмены встречаются для диалога. Если в Европу или Америку люди ездят, чтобы посмотреть на ноу-хау, а в Китай — чтобы делать закупки, то в Россию — чтобы встретиться, пообщаться, договориться о дальнейшем сотрудничестве. То, чем мы занимаемся, больше всего похоже на матчмейкинг — «сватовство», индустрию встреч.

Значит, можно сказать, что выставки не только отражают состояние экономики, но и влияют на нее?

Более того, выставки — это локомотив экономики! Прежде чем организовать выставку, необходимо полностью погрузиться в ее специфику, сделать стратегический и отраслевой маркетинг, составить концепцию. А в ходе мероприятия — не просто собрать участников и продать площади, но самое главное — обеспечить байерскую программу, покупателей.

К слову, в 2009 году оборот выставочной деятельности РСВЯ только от продажи площадей составил 12,129 млрд руб. По сравнению с газовым и нефтяным бизнесом сумма невелика. Но в мире считается, что ее нужно умножать на семь — настолько серьезно проведение выставок влияет на развитие региональной инфраструктуры.

Какие планы у «Ленэкспо» на 2011 год?

У нас намечена мощнейшая программа — около ста мероприятий. Половину из них мы делаем сами, половину организовывают коллеги, арендуя наши площади. В феврале в «Ленэкспо» пройдет выставка образовательных программ, товаров и услуг «Планета детства», в апреле — «Международный Санкт-Петербургский Книжный Салон», в мае — крупнейшая в РФ выставка «Энергетика и электротехника». А кроме того, традиционные Петербургский Экономический форум, «Военно-морской салон», «Нева», «Иппосфера», «Инрыбпром»…

Кстати, в этом году мы впервые провели «ИнтерАэроКом» — выставку, посвященную деловой авиации. Она повторится в 2012-м, а в следующем году мы соберем крупную конференцию на эту тему. Запланированы и мероприятия, посвященные автомобильному кластеру, совместно с партнерами MESSE Frankfurt мы поменяли формат традиционной выставки «Авто+Автомеханика», разделив его на два бренда: в феврале пройдет мероприятие для специалистов, а сам автосалон состоится осенью.

А если говорить о более отдаленных планах, каким вам видится выставочное будущее Санкт-Петербурга?

В этом году я был на Всемирной промышленной выставке Экспо-2010 в Шанхае, которую посетило семь с лишним миллионов человек. Это потрясающе! Какие павильоны, идеи, исполнение, технологии, какое удивительное собрание человеческого вдохновения и мысли! Моя супермечта — провести Экспо 2020 в Петербурге. Город мечтает об этом с 1851 года, когда в Лондоне состоялась первая Всемирная промышленная выставка. И поверьте, это вполне возможно.

Ссылка на основную публикацию