«Экспо-2010» как основа для построения «Сколково»

Мировой опыт участия России в международной выставке «EXPO-2010» уже используется в обсуждении градостроительной концепции Инновационного центра «Сколково».

Об этом, выступая на заседании президиума правления Торгово?промышленной палаты, рассказал Вице-президент Фонда «Сколково» по взаимодействию с органами государственной власти и общественностью Станислав Наумов. Текст доклада публикуется без купюр.

Инноград Сколково, координаты размещения первого здания которого на днях определил с помощью новейших отечественных разработок Президент Дмитрий Анатольевич Медведев, призван стать не только местом, удобным для научного творчества и высокотехнологичного бизнеса. Сколково может, а значит должно подать пример создания такой среды, где творчество станет не дополнением, а содержанием городской жизни. И здесь мы должны стать проводниками лучших из имеющихся сейчас градостроительных практик.

Как вы знаете, одним из главных глобальных событий уходящего года стала Всемирная универсальная выставка ЭКСПО в Шанхае. Центральная тема EXPO-2010 — развитие городов и улучшение качества городской среды. На ЭКСПО-2010 были представлены не только лучшие практики, уже воплощенные в жизнь решения по улучшению городской среды. В Шанхае также демонстрировались образы города будущего, современные представления о том, каким должен быть идеальный город.

В Сколково мы также хотим построить «город будущего». Город, в котором были бы воплощены все современные представления о том, каким должно быть идеальное место для жизни людей. Поэтому имеет смысл проанализировать, чем опыт состоявшейся ЭКСПО может быть полезен для нашей работы.

Если обобщить представленные на ЭКСПО концепции, высокое качество жизни в «городе будущего» определяется следующими принципами:
—?транспортная доступность;
—?пешеходный масштаб городской среды;
—?доступность, в том числе и удаленная, всех необходимых сервисов и услуг;
—?наличием достаточного количества общественных пространств — парков, скверов, общедоступных мест досуга и отдыха;
—?энергоэффективность;
—?благоприятная экологическая обстановка;
—?максимально бережное отношение к природным и городским ландшафтам, а также к сохранившимся объектам культурного наследия, которые должны вовлекаться в современную жизнь города с наименьшими изменениями.

В Сколкове, который мы только начинаем строить, у нас есть возможность создать первый в России город будущего

Благодаря каким решениям и подходам эти принципы могут быть реализованы?

Во-первых, это компактность и многофункциональность застройки: жилье, общественные пространства, сервисная инфраструктура, рабочие места должны располагаться в шаговой доступности. Компактная многофункциональная застройка избавляет город от маятниковой миграции, она создает более разнообразную и интенсивную по коммуникациям жилую среду. Такие районы «живут» 24 часа в сутки.

Во-вторых, это высокоплотная малоэтажная застройка, насыщенная коммуникациями. Такой подход является одним из наиболее эффективных и, вместе с тем, дружественных человеку способов использования городского пространства. Как показывает хрестоматийный пример реализации этой концепции — район Борнео-Споренбург в Амстердаме, плотная малоэтажная застройка позволяет получить большее число квартир, чем при возведении многоэтажек. Причем эти жилища имеют собственные выходы на улицу, как в особняке.

В-третьих, это достаточное количество общественных пространств. Общественное пространство — это «третье место», не дом и не офис. Это одновременно территория общения, отдыха и место работы для творческих людей. Общественные пространства определяют качество жизни в городе. Они формируют городское «комьюнити». Важно обеспечить избыточность вариантов использования «третьих» мест — они должны «жить» 24 часа в сутки, в течение дня их функции должны изменяться.

В-четвертых,?неотъемлемой чертой города с высоким качеством жизни является транспортная доступность. Помимо обеспечения достаточной плотности дорожно-уличной сети в современном городе эта задача должна решаться благодаря широкому использованию информационно-коммуникативных?технологий для управления транспортной инфраструктурой и потоками. Конечная цель — «умный» автомобиль, автобус, трамвай на «умной» дороге. Такие интеллектуальные транспортные системы включат системы информационного обмена автомобиль-автомобиль, автомобиль — сервисные службы и службы по ЧС, автомобиль — транспортная инфраструктура, транспортная инфраструктура — системы управления. Умная инфраструктура позволяет не только постоянно контролировать загруженность сети, но и управлять ею, обеспечивая наибольший комфорт всем участникам дорожного движения.

«Экспо-2010» как основа для построения «Сколково»

« Макет «Гиперкуба» — первого здания Иннограда

Кроме того, в большинстве представленных на ЭКСПО-2010 концепций создания идеальной транспортной инфраструктуры приоритет отдается общественному транспорту или же «гибридному», индивидуально-общественному транспорту. Речь идет об автоматизированной системе краткосрочной аренды автомобилей (такая система создается в ряде городов Германии и США, а также должна быть создана в строящемся в ОАЭ «городе будущего» Масдаре). Горожанин может воспользоваться первым попавшимся ему муниципальным автомобилем, а затем оставить его в том месте, где он закончит поездку. Найти ближайший свободный автомобиль позволяет информационная система.

Важным элементом города будущего должна стать единая централизованная общегородская автоматизированная логистическая система, которая, в том числе, является необходимым условием обеспечения полноценного удаленного доступа к услугам и сервисам.

Популярной идеей становится разведение разных видов транспортных коммуникаций на разные уровни — пешеходы и велосипедисты, общественный транспорт, индивидуальные автомобили нигде не должны пересекаться и мешать друг другу.

В-пятых, все большее число сторонников находит концепция полицентричного города, когда автономные многофункциональные кварталы и целые поселения связываются в единое целое скоростным транспортом. Каждая из составных частей такого города — это «остров», окруженный зелеными массивами, причем застройка и коммуникации не перерезают и не дробят зеленые массивы. В тех местах, где такого дробления невозможно избежать, создаются «экопереходы» — например, проложенные над дорогами широкие мосты, на которых растет лес. При этом должна быть обеспечена высокая плотность коммуникаций — логистические, энергетические, коммунальные, информационные коммуникации должны быть собраны вместе, в пучки, поскольку так эффективнее используется территория.

В-шестых, это насыщенность города информационной и телекоммуникационной инфраструктурой и удаленный доступ к услугам. О доступности широкополосного доступа говорить не приходится — в ряде стран ЕС право на такой доступ уже записано в законах. Речь, прежде всего, идет об удаленном доступе к любым сервисам и услугам — начиная от государственных услуг и медицинских услуг и заканчивая торговлей продуктами.

Наконец, город с высоким качеством жизни — это энергоэффективный город с низкими или нулевыми выбросами бытовых и коммунальных отходов. Решения, которые должны служить достижению этой цели, известны и уже реализуются во многих развитых странах. Прежде всего, это энергопассивные или энергоактивные здания, то есть здания, которые либо почти не расходуют энергию из внешних источников, либо производят ее больше, чем потребляют. Это планировка застройки, которая обеспечивает максимально эффективное использование естественного солнечного света. Далее, это создание «умных» коммунальных и энергетических сетей (smart grid), обеспечивающих обратную связь между потребителем и поставщиком, способных к самодиагностике, автоматически регулирующих энергопотребление и нивелирующих пиковые нагрузки. Это системы полной и наиболее безвредной для окружающей среды утилизации отходов, как бытовых, так и коммунальных (например, с применением технологии плазменного сжигания мусора, технологии автоматической сепарации бытовых отходов и выделение из них полезных фракций). Наконец, это автономность отдельных зданий или кварталов в энергообеспечении и утилизации отходов.

В Сколкове, который мы только начинаем строить, у нас есть возможность создать первый в России город будущего, отвечающий всем перечисленным требованиям. Сколково может стать полигоном для обкатки в нашей стране самого передового мирового опыта в градостроительстве. Таким образом, Инноград послужит не только эпицентром инновационного развития России, но и примером создания среды обитания будущего.

Ссылка на основную публикацию