Бизнесмен: быть или не быть? (ТЕНДЕНЦИИ)

Быть бизнесменом сегодня – значит иметь определенный общественный статус. А вот каково это нести на себе его бремя?

В конце января ВЦИОМ опубликовал данные о том, как отечественные предприниматели оценивают состояние деловой среды в России.

Опрос проводился в сентябре – октябре 2007 г. среди 1,2 тыс. бизнесменов – владельцев и топ-менеджеров частных компаний – в 40 субъектах РФ. Выборка репрезентирует предпринимательское сообщество по трем макроотраслям – промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговля – пропорционально их доле в экономике страны и по «крупности» предприятий.

По оценкам большинства респондентов, деловая среда в их регионе не выполняет своей стимулирующей функции и скорее препятствует созданию новых предприятий. Так, 63% на вопрос о том, легко или сложно в их регионе начать бизнес с нуля, дают негативные ответы, в том числе 21% – «очень сложно». Оптимистично настроены только 13%.

Неблагоприятный характер деловой среды для бизнеса «нулевого цикла» особенно нагляден на фоне оценок возможностей для вхождения на рынок своего региона уже сложившихся компаний из других регионов. Здесь средний балл несколько ниже срединного значения, но достаточно близок к нему (3,74), а оценки со знаком «минус» хотя и преобладают над положительными, но все же не в разы. То есть фактор конкуренции – стремление местного бизнеса не допустить на рынок «чужаков» – оказывается заметно меньшим препятствием, чем необходимость прохождения всех процедур, связанных с созданием предприятия с «чистого листа».

Среди других факторов наиболее сбалансированы между регионами отношения внутри самого бизнес-сообщества и уровень безопасности бизнеса от криминала – самый распространенный ответ предпринимателей в этом случае: «везде одинаковые условия».

Заметно выше неоднородность деловой среды по таким показателям, как отношение к бизнесу со стороны органов власти и наличие основных ресурсов для бизнеса (площадей, кадров и т. д.), – здесь зафиксировано значительное число ответов «лучше в других регионах».

Наконец, самая неоднозначная составляющая деловой среды – размер рынка, величина потребительского спроса: Треть (33%) предпринимателей полагают, что рынок их региона по этому показателю проигрывает большинству других. Еще треть (31%) считает, что «везде одинаково», и 27% отмечают, что в их регионе ситуация в этом отношении лучше, чем в большинстве других.

Что же касается главных проблем, стоящих перед российскими предпринимателями, то на первом месте с большим отрывом – дефицит квалифицированных кадров (в среднем на это указывают 52% респондентов, а среди представителей крупного бизнеса, сферы промышленности и строительства – 57%).

На втором месте по степени остроты – вопросы взаимоотношений бизнеса и власти (42–45%). Они касаются прежде всего налоговой политики (респонденты считают слишком высокими размеры налоговых ставок, а налоговое администрирование в целом неэффективным), коррупции на всех уровнях и труднопреодолимых административных барьеров. Высказанные претензии касаются в основном технологии взаимодействия бизнеса и власти. К ним примыкают негативные высказывания в отношении недостаточной защищенности прав собственности и контрактных прав предпринимателей, неэффективности государственного управления и судебной системы (16–24%). Вопросы же, связанные с идеологией отношений бизнеса и власти, – определенность политической ситуации, ясность целей и ориентиров развития – вызывают в бизнес-сообществе меньше беспокойства (7–10%).

Ссылка на основную публикацию