Агросалон 2009

Наверное, есть что-то необычное в том, что производители и поставщики техники для сельского хозяйства собрались на свой форум в Москве, сравнительно далеко от традиционных аграрных районов. С другой стороны, хорошо, что объединяющий центр оказался в какой-то степени независимым от местного превалирования той или иной техники, компании или группы компаний. Да и подходящие выставочные площади тоже дорогого стоят. МВЦ «Крокус-Экспо» в очередной раз доказал свою невероятную универсальность, вместив под крышей самого нового, третьего, павильона столь необычные и «габаритные» экспонаты.

Собственно, своими габаритами они поражали больше, чем количеством. Здесь «собрались» полноразмерные комбайны, огромные пропашные тракторы на сдвоенных колесах, монструозные машины для внесения жидких удобрений, а также совершенно невероятный, похожий на многоногого спрута, универсальный агрегат, способный одновременно производить вспашку и рыхление почвы, посев, внесение удобрений и уплотнение после посева! Как явствовало из названия сего чуда — КА-6 «Союз», — это российская разработка. Выполнена она НПО «Экспериментальный завод» в городе Реж Свердловской области.

Но отечественная продукция занимала меньше места, чем зарубежная. Ведь традиционно сильные позиции в строительстве сельхозтехники были у таких аграрных республик бывшего СССР, как Украина и Беларусь. Их представленность была очень даже значительной. Хотя, например, тот же знаменитый ХТЗ — Харьковский тракторный завод — ограничился лишь «бумажной» экспозицией. Чего не скажешь о его «коллегах» из Барановичей, Бобруйска и других.

Хотя, конечно, не только бывшие наши «братья» по Союзу придавали выставке международный характер. Здесь обосновались представители Австрии, Германии, Турции, Норвегии (Kverneland Group) и даже Японии: японцы привезли на выставку мини-трактор Mitsubishu MT1800 для изучения потенциального спроса. Была, конечно, и техника из Китая — куда ж теперь без нее? Китайские тракторы YTO, созданные на базе итальянских FIAT, внешне и внутри выглядели очень даже пристойно. И хотя их интерьеры попахивали фенолом, как у легковушек того же происхождения, интерес к этой экспозиции был немалым. Неудивительно — ведь главное-то в этой технике цена, функциональность и надежность, а не гламур.

С другой стороны, английские погрузчики JCB и тракторы из Германии Deutz Fahr вполне можно назвать творениями если не высокой моды, то технической эстетики — точно. Тщательно подобранные цвета, выверенная эргономика органов управления, вплоть до разноцветных рычажков, отвечающих за те или иные функции, кондиционеры в кабинах, изящные (по-другому не скажешь!) технические решения вроде топливного бака, «окружающего» лесенку в кабину. Прямо-таки жаль, что вся эта красота предназначена для работы в грязи весенней пахоты и скотных дворов.

Кстати, техника эта как бы уже и не совсем немецкая и другая зарубежная. Все больше иностранных агротехнических компаний организуют сборку своих изделий в России — пока отверточную, а в будущем, глядишь, дойдет и до полноциклового производства, а также, глядишь, и до наших собственных разработок — очень бы хотелось!

Вообще с точки зрения техники сельское хозяйство вовсе не так примитивно, как это может показаться на первый взгляд: вспахал, посеял да скосил — и вся недолга. На стенде одного только завода «Бобруйскагромаш» были выложены проспекты почти пяти десятков разнообразных видов оборудования — посевного, уборочного, животноводческого, универсального транспортировочного. Казалось бы, почему не задействовать на перевозке рулонов заготовленного сена обычный грузовик или прицеп? Можно… только неэффективно. Оригинальный транспорт при ближайшем рассмотрении оказывается намного более практичным, особенно для крупных хозяйств и особенно — если он «умеет» не только перевозить грузы, но и, к примеру, разбрасывать удобрения на поле или равномерно распределять силос по яме-хранилищу. Неслучайно такие агрегаты есть и у многих зарубежных фирм, в числе которых — прицеп-вагон «Гигант» немецкой компании Fliegl.

А иные агрегаты ничем универсальным и не заменишь. Например, те же машины для внесения удобрений. Увидев такую, не сразу и сообразишь, для чего она может применяться. Для больших полей — французский самоходный гигант Matnot с баком емкостью до 3750 л или прицепные устройства такой же емкости от немецкой фирмы Amazone. Ее «поливалки» уже производятся в России, в Самаре, и есть уже совместные разработки оригинальных агрегатов. В общем, сельское хозяйство все глубже «специализируется». Все больше внимания привлекает такая необычная вещь, как точное земледелие. Один из аспектов его — применение на полевой технике GPS-технологий, позволяющих трактору или комбайну при вспашке или уборке соблюдать траекторию движения с точностью… до 2 см! Это позволяет практически полностью избежать пропусков и перекрытия проходов. Специальное устройство EZ-Steer от компании «Евротехника GPS» может даже подруливать штурвалом комбайна, а водитель может следить за полем по красочному высокоточному дисплею. Хотя визуальное наблюдение тоже не отменяется — без него не обойтись. Такие системы разработаны уже многими известными фирмами, включая Deutz Fahr (Agrosky), Agco (Auto-Guide), Claas (OutbackeDrive) и John Deere (AutoTrac). Благодаря им удается сократить непроизводительный расход удобрений и семян на 10-15 процентов, снизить затраты на топливо на 15-20 процентов, а также существенно облегчить работу операторов, особенно в напряженные дни страды и при сложных погодных условиях. В целом выставка оставила благоприятное, позитивное впечатление — хотя, конечно, и не поразила масштабами площади. Открытые площадки использовались для оригинального тест-драйва: желающим предлагалось прокатиться на комбайнах и тракторах Ростсельмаша. Тракторы эти носят канадскую марку Versatile. Их сборка сейчас осуществляется в России. Примечательно, что тяжелая техника вызывала большой интерес у юных представительниц прекрасного пола, а также у мальчишек — видимо, детей специалистов. Последние составляли основную массу довольно большого числа посетителей. Судя по профессиональным разговорам (порой — дискуссиям) на стендах, это именно так и было. «Сколько у вас гектаров земли? — Порядка 16 тысяч». «Сколько стоит этот трактор? — Цена будет определена, когда он пойдет в серию. — Но ведь это модель 2008 года? — … (многозначительная пауза)». «Ни один оператор не проведет трактор по полю с 20-сантиметровой точностью! — А мои проведут, и даже точнее». «6 миллионов за этот агрегат? А на какие скидки мы можем рассчитывать? — Цена зависит прежде всего от количества допоборудования, но вообще — звоните, договоримся…»

Итак, есть уверенность, что «родные» хлеб, молоко, мясо, овощи и фрукты у нас будут, и чем дальше, тем все меньшими, но все более эффективными затратами. Как это будет согласовываться с ценами в магазинах — пока вопрос открытый. Но Россия остается аграрной страной — а сейчас, в условиях кризиса, быть аграрной, возможно, даже важнее, чем промышленной. Впрочем, одно немыслимо без другого.

Краткая справка

Выставка «Агросалон» проводится в России во второй раз (первая состоялась в ноябре 2008 г.).

Количество экспонентов в этом году — свыше 250.

Количество выставленной техники и оборудования — около 1000 единиц.

Выставочная площадь — 45 000 кв. м.

Ожидаемое количество посетителей — 25 000.

Ссылка на основную публикацию