главная | карта сайта | сделать стартовой | добавить в избранное | о проекте | реклама на сайте | ПОИСК: мероприятия :: компании :: информации | ПОИСК ПО САЙТУ | написать письмо | cегодня: 24.11.17, 04:03:03

Информационный ресурс ЯПлитка о керамической плитке

РАЗДЕЛЫ

Выставка HouseHold Expo весна 2018

Выставка Dacha Outdoor 2018

Выставка Christmas Box. Podarki весна 2018

Выставка Stylish Home весна 2018

Выставки Республики Крым, выставки Крыма

ВЫСТАВКИ КРЫМА

Актуальные выставки и ярмарки

Всемирный день выставок

Участие России в союзных и международных выстках

Участникам мероприятий

О мероприятиях

Площадки для проведения выставок

Компании устроители

Застройка стенда и выставочные услуги

Работа, учеба

Поиск


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

16-02-2016 20:36:24 Добрый день. Где можно узнать …
09-09-2015 04:36:14 Мы были в гостинице Кронвел Ре…
26-11-2014 09:20:00 Уважаемый Организатор выставок…
26-11-2014 09:18:08 Уважаемый Организатор выставок…
29-10-2014 16:37:00 Прошу зарегистрировать нас на …
Все комментарии →

ОПРОСЫ


ПАРТНЕРЫ

аренда плазменных панелей

ПОДРОБНЕЕ

31-12-2005

Господа журналисты

Событие: Выставочная деятельность, ивент мероприятия, застройка и оформление выставок, выставочное оборудование

Периодическая печать на выставках конца XIX – начала XX века: от любви до издевательств – один шаг

Прежде чем говорить о роли периодической печати в жизни русских торгово-промышленных выставок, следует уточнить, что собой в то время представляли служители пера.

Общественно-политическую газету делали четыре группы сотрудников, не считая хозяев – издателей.

Главный редактор отвечал за все – именно он подписывал в печать каждый номер, без чего типография не приступала к работе. В случае, когда редактор не мог поставить подпись (заболевал или подвергался аресту) – газета не выходила.

Вторая группа – авторы: писатели, литераторы, философы, университетские профессора, общественные деятели и иные матерые публицисты. Будучи людьми независимыми и финансово самодостаточными, они не «работали», а «привлекались к сотрудничеству». Авторы определяли лицо издания и числились его главным богатством.

Что касается господ журналистов, то они также считали или мнили себя литераторами. В отличие от авторов, состояли в штате, писали статьи, обзоры, репортажи и исследования, причем не только по зову сердца, но и долгу службы.

Репортеры, низшее газетное сословие, называли себя трудовыми пчелами, обслуживающими трутней?– журналистов. Главная их задача – сбор информации, для чего требовалось выезжать на места

происшествий, митинги и выставки, брать многочисленные интервью, выведывать сведения у дворников, полицейских чинов и свидетелей, посещать собрания политических партий, благотворительные балы и иные мероприятия.

Промежуточно-переходное состояние между журналистом и репортером – корреспондент.

Брать деньги за колбасы с журналистов – святотатство!

Журналист на выставке – что он делал и как работал?

Самый яркий и неповторимый ответ на эти вопросы дает описание Одесской сельскохозяйственной и фабрично-заводской выставки 1884 года.

Журналисты, будучи людьми значительными и ответственными, сами себя тогда делили на две группы. К первой относились джентльмены. Рекламируя экспонента, они довольствовались устной благодарностью и присылкой на дом небольших презентов в виде сигар, табака и шоколада.

Во вторую группу входили остальные газетчики. «Грудью в борьбе» пробивали они себе место под солнцем. Благодарность за положительный отзыв требовали твердо и жестко, предпочтительно – натурой: «Пришлите на дом десять бутылок вина!» – говорили они. На что экспонент обычно бормотал: «Пожалуйста, не беспокойтесь!». Находились умельцы, выманивавшие взятки и за чужие статьи, выдавая их за свою протекцию.

В первые дни выставки у участников сложилось твердое убеждение, что получение тех или иных наград находится в прямой зависимости от газетных отзывов. Не понимая, однако, сколько стоят эти отзывы, они вознаграждали репортеров щедро и от души. Счет шел на ящики вина и десятки рублей наличными.

В последние недели положение прояснилось, гонорары упали в десятки раз и стали, по всеобщему мнению, «донельзя конфузными».

Особые отношения с прессой сложились у итальянского колбасника Мариани, прославившегося фразой «Брать деньги за колбасы с журналистов – явное святотатство!». В первый день работы всех служителей пера он угощал бесплатно. Затем устроил нечто вроде столовой, где за ничтожную цену можно было отведать колбас и сосисок.

Щедрыми подношениями итальянец привлек на свою сторону репортеров. Ни в одной из одесских газет рассказ о выставке не обошелся без прочувствованных слов о «безподобных сосисках Мариани». Слово «редакция» производило на него просто магическое впечатление, и если кто-нибудь из репортеров изъявлял желание уплатить за съеденные продукты, то он, возвращая деньги, всем видом своим показывал, что чрезвычайно обижен.

Мариани угощал не только редакторов и репортеров, но и простых наборщиков. Одесситы шутили, что ему осталось лишь разослать пригласительные билеты на бесплатное угощение для разносчиков газет и редакционных сторожей.

Рядом с Мариани находился стенд «Славянской типографии», печатавшей визитные карточки. Большая часть заказов поступала от тех же репортеров, причем платили они… по своему усмотрению и потому заказывали чуть ли не ежедневно. Разумеется, в ущерб хозяину, не смевшему возразить. «Ведь это же грабеж!» – говорили ему. «Да, – вздыхал тот, – а что поделаешь? Не согласишься, так ведь ошельмуют во всеуслышание». Уважал…

Видим. Знаем. Мимо не пройдем.

Публикации о всероссийских и крупных провинциальных выставках в полной мере отражали их роль в русской жизни. Будучи событиями общенациональными, а во многих случаях – историческими, они находись в центре внимания всей общественно-политической, торговой и профессиональной прессы. Процесс подготовки, хроника проведения, итоги – не ускользало ничто.

Сведения о выставке обычно начинали печататься за три-четыре года до открытия. Сначала обсуждалась ее необходимость, затем, после Высочайшего соизволения на устройство, ход подготовки, в дни работы – хроника, постановления власти, тексты распорядительных документов (правила посещения, порядок проведения конкурсов и пр.)

Пресса всегда была главным союзником устроителей, и не за деньги, а по нравственному долгу. Информация о выставках доходила до самых дальних окраин Империи, вызывая новые потоки посетителей.

Что касается провинции, то там, по образному выражению современников, вся местная пресса жила своими выставками и молилась на них.

Летописью русской выставочной жизни может служить журнал «Нива» – каждая заметная выставка, столичная и провинциальная, отражалась на его страницах в виде подборки гравюр, позже – фотографий, сопровождаемых небольшим описанием. И продолжалось это без малого пятьдесят лет.

В большинстве случаев пресса к выставкам относилась благосклонно и даже восторженно. Шаг за шагом, внимательно и последовательно описывались павильоны, экспозиции, отдельные экспонаты и вся последовательность выставочных событий, начиная с торжественного открытия в присутствии Высочайших и Высокопреосвященных Особ, и заканчивая драками в трактире. В качестве примера можно привести полные удивления слова журналиста «Нивы», побывавшего на Международной строительно-художественной выставке 1908 года в С.-Петербурге: «Очень интересны на выставке пневматические инструменты, автоматически работающие сжатым воздухом, – писал он. – Рабочему требуется только прижать такой молот с зубилом к кромке железной полосы, пустить в него по трубке сжатый воздух, и зубило уже само по себе начинает прыгать, делая по нескольку сот ударов в минуту…».

Не оставались без внимания и детали выставочного быта: программы концертов, расписания лекций, распоряжения начальства, меню ресторанов, технические характеристики противопожарного водопровода и ватер-клозетов.

Особый жанр – репортажи. Вот как описывает один день московской выставки «Газета А.Гатцука» в номере от 12 июня 1882 года: «Посетителей платных в этот день было 28,191 человек, а с бесплатными 32,975. При таком наплыве публики во многих отделах, особенно художественном, заметна была теснота, местами затруднялось не только осматривание предметов, но и движение. По Тверской [улице] и по шоссе, ведущим к выставке [на Ходынское поле] с самого утра тянулись в несколько рядов дрожки, кареты и коляски, но благодаря прежнему невниманию Конной железной дороги к потребностям публики и дороговизне извощиков, массы народа тянулись и пешком».

В том же номере: «В настоящее время продажа билетов на выставку вместо 5 часов [вечера] продолжается до 6 часов, а обзор ее – до 7 часов. Но от этого, как оказывается, публика мало выигрывает. После сигнального свистка [подаваемого за час до закрытия] выставленные предметы и витрины прикащики начинают закрывать, и явившемуся в 5 часов посетителю, кроме парусинных чехлов и занавесок, мало что приходится увидеть».

Впрочем, как и сегодня, далеко не все журналисты отличались щепетильностью. Показать себя, извернуться и ударить – так, для острастки, чтоб уважали – что может быть приятней?

Вернемся в Одессу 1884 года. «Французская компания» проложила тогда специальную линию конно-железной дороги от Преображенской улицы до входа на выставку. Несмотря на огромную толпу, осаждавшую вагоны, свободные места имелись всегда. Цену на проезд установили самую минимальную – 5 копеек за 1,5 версты. Все, казалось бы, сделали прекрасно, на высшем уровне. Но нет, журналист и здесь нашел изъян: «Грязные столбы, тянувшиеся от Новой улицы до самого входа, неприятно действовали на публику с эстетической жилкой…».

Художественно-литературный журнал «Искры» в номере от 8 июня 1914 года так начинает описание Ремесленной выставки в Москве: «После долгих потуг и отсрочек, наконец, открылась в Москве на Ходынском поле всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка. Все-таки выставка не совсем закончена и не приведена в порядок и поэтому не дает необходимой полноты впечатления».

Оценки увиденному порой были не просто нелицеприятны, но и явно оскорбительны. Главным символом киевской выставки

1913 года стала аллегорическая статуя Ангела с распростертыми крыльями и высоко поднятым венком в руке, символизирующая благое дело служения обществу. Журнал «Смехач» имел по этому поводу свое мнение: «Ангел при близком рассмотрении похож на девицу определенного поведения, к тому же просящую милостыню». Так ли это? Судите сами. Памятник перед вами.

Ударим автопробегом…

В некоторых отраслях экономики специализированная печать играла весьма заметную роль в формировании программ «своих» выставок. В первую очередь это касалось автомобильных смотров, ставших символом невиданного взлета технического прогресса начала XX века.

Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта 1907 года в С.-Петербурге проходила при всемерной поддержке крупнейших автомобильных изданий Франции и России – газеты L’Auto и журнала «Автомобиль». По инициативе последнего состоялась гонка Москва – С.-Петербург.

Через три года в рамках Третьей автомобильной выставки 1910 года в С.-Петербурге прошел автопробег по маршруту С.-Петербург – Киев – Москва?– С.Петербург длиною в 2880 км. Один из трех «Руссо-Балтов» вел лично редактор «Автомобиля» А.П.Нагель. Практически одновременно проходили гонки на расстояние одной версты на приз того же неугомонного «Автомобиля».

В качестве полноправных экспонентов периодические издания практически никогда не выступали. Редакция журнала «Нива», выкупившая огромный стенд на Всероссийской выставке печатного дела

1895 года в С.-Петербурге, даже на этом, профильном для себя смотре выступала не как самое массовое и беспрецедентное по популярности издание России, а в роли типографии – основным действующим лицом экспозиции стало печатное производство со всеми положенными ему машинами и механизмами.

Отдельный павильон прессы – газеты «Известия» и журнала «Красная Нива» (с аэропланом на крыше) появился в 1923 году на Первой сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставке СССР. Что вполне закономерно: советские газеты, в сравнении с дореволюционными, выступали в совершенно новом качестве – не голоса общества, а коллективного организатора и пропагандиста.

Выставочная пресса

Выставки в XIX веке длились невероятно долго (на наш взгляд) – от трех до шести месяцев, и это время давало возможность создания периодических изданий, обслуживающих одну конкретную выставку. Происходило это не всегда, поскольку подобным делом занимались не устроители – Выставочные Комитеты, а общественные организации, в частности – технические общества.

Первые выставочные издания – газеты «Российская мануфактурная выставка» и «Листок Всероссийской мануфактурной выставки» появились в С.-Петербурге в 1870 году.

В Москве в 1882 году издавались еженедельный журнал «Колокольчик» и ежедневная газета «Всероссийская выставка». В первые недели газета была небольшого формата и посвящалась, в основном, самой выставке – печатала хронику, обзоры и официальные сообщения. Целые полосы занимали немалые по объему документы, такие как «Положение об экспертах и наградах по Всероссийской промышленно-художественной выставке

1882 г. в Москве». Публиковались и другие материалы – невыставочные, но крайне необходимые купцам и промышленникам, как, например, котировки ценных бумаг на московской бирже.

Впоследствии, с середины лета, формат газеты увеличился почти что вдвое. Материалов не хватало, и редакция начала в больших объемах перепечатывать хронику из других изданий и сообщения телеграфных агентств о текущих событиях в столицах, провинции и за границей. Некоторые полосы уже

ничем не отличались от «Московских Ведомостей», «Современных Известий», «Правительственного Вестника» и иных газет того времени.

Проблему нехватки материалов решали и более радикальным способом. На Морской выставке в Москве в 1908 году издавалась ежедневная газета «Вестник Морской выставки». Всего появилось 54 номера, при этом все номера с 29-го по 54-й содержали абсолютно одинаковые тексты.

Последним подобным изданием можно считать «Информационный бюллетень Иностранного Отдела Первой Сельско-Хозяйственной и Кустарно-Промышленной Выставки СССР», выходивший в сентябре 1923 года.

Таковы были отношения прессы и выставок, одним словом, – разные. Как и сегодня.

 

В статье упомянуты выставки:

1. Всероссийская мануфактурная выставка 1870 года в С.-Петербурге.

2. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве.

3. Сельскохозяйственная и фабрично-заводская выставка 1884 года в Одессе.

4. Всероссийская выставка печатного дела в Санкт-Петербурге 1895 года.

5. Первая выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта 1907 года в С.-Петербурге.

6. Международная строительно-художественная выставка 1908 года в С.-Петербурге.

7. Морская выставка 1908 года в Москве.

8. Третья Международная автомобильная выставка 1910 года в С.-Петербурге.

9. Всероссийская фабрично-заводская, сельскохозяйственная, торгово-промышленная и научно-художественная выставка 1913 года в Киеве.

10. Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка 1914 года в Москве.

11. Первая сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР 1923 года.


www.informexpo.ru/new/view_content.php?id=926
Источник: Информэкспо, Экспо Ведомости, журнал ТПП РФ (№ 1, 2006), Александр Беляновский


Назад

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

E-mail:
Пароль:
Комментарий:
Введите код:

ЭКСПОБИЗНЕС.РФ


ТЕКУЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

01-11-2017 ЛУЧШИЙ АЛТАЙСКИЙ ТОВАР, ЛУЧШАЯ УСЛУГА
17-11-2017 ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ И БОГАТСТВО РОССИИ
20-11-2017 МЕБЕЛЬ
20-11-2017 SIFT
20-11-2017 КОНСУМЭКСПО
21-11-2017 PHARMTECH & INGREDIENTS – ОБОРУДОВАНИЕ, СЫРЬЕ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
22-11-2017 МИР МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА/Я БУДУ МАМОЙ!
22-11-2017 ПРОДУКТЫ И УПАКОВКА
Все мероприятия →

БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

25-11-2017 ЗООШОУ
25-11-2017 HR-ФОРУМ
28-11-2017 WOODEX / Лестехпродукция
28-11-2017 АПСС-УРАЛ
28-11-2017 ПТА-УРАЛ. ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ
28-11-2017 ЮГАГРО
28-11-2017 ЭЛЕКТРОНИКА-УРАЛ
28-11-2017 INNOSKLAD BALTICA
Все мероприятия →
Rambler's Top100
 

| выставки | ярмарки | конференции | выставки собак | выставки кошек | мебельные выставки | строительные выставки | ювелирные выставки | автомобильные выставки | православная выставка | туристическая выставка | меховая выставка | художественная выставка | международные выставки | национальные выставки | выставки в России | выставки в Москве | выставки в Санкт-Петербурге | выставки России | выставки Москвы | выставки Санкт-Петербурга | выставки Петербурга | выставки в Экспоцентре | выставки в Крокус Экспо | выставки в Сокольниках | выставки на ВВЦ | выставки в ЦДХ | выставки в Манеже | Экспоцентр | Крокус Экспо | Сокольники | ВВЦ | Здание Правительства Москвы | Манеж | Гостиный двор | календарь выставок | график выставок | реклама на выставках | работа на выставках | промо на выставках | выставочные стенды | строительство стендов | застройка | выставочный дизайн | дизайн выставочных стендов | выставочное оборудование | эксклюзивные выставочные стенды | выставочный комплекс | проектирование выставочных стендов | проектирование эксклюзивных выставочных стендов | консультации по участию в выставках | выставочный маркетинг | выставочный сервис | выставочные залы | выставочные стенды | экспо expo


| +7 (495) 733-9970 доб. +224237 | www.expobusiness.ru | www.expophotos.ru |
| mail@expobusiness.ru (просьба присылать письма (вопросы), касающиеся только добавления и (или) изменения информации на сайте) |

Дизайн: XIONOVA, 2008 - 2015 гг.